Чем можно вышивать
Как вышить крестиком на обычной ткани? Перевод рисунка на ткань для вышивки
- 15 Марта, 2019
- Рукоделие
- Яна Яновская
Рукоделие, а в частности вышивка, считается одним из популярных методов релаксации. Вещи, сделанные своими руками, создают особый уют и комфорт, считаются уникальными, их можно использовать как в стилизации, так и в дизайне интерьера. Существует несколько методик того, как вышить крестиком на обычной ткани.
Выбор материала
Основа для вышивки играет важную роль, поскольку позволяет создать плавность и акварельность рисунка, смягчает общие контуры и подчеркивает выбранный дизайн. Для украшения одежды лучше вышивать на шелке и мягких хлопковых тканях, которые не имеют дырок и не просвечивают.
Вышивка на легких полупрозрачных материалах типа шифона будет эффективной в случае использования шелковых нитей и небольших дизайнов, чтобы не утяжелять ткань и не допускать разрывов под нагрузкой. Крестик на прозрачной основе будет смотреться не так эффектно, как техника гладью.
Для дизайна часто применяется вышивание на подушках, занавесках или создание картин для украшения стен. В таком случае для крупности рисунка желательно использовать основу 14-16 каунта. Можно применять лен, который обладает достаточной жесткостью, или домотканое полотно. Вышивать на основе с дырочками проще, поскольку можно сориентироваться на квадратах. Для вышивки на плотной мягкой ткани делаются накладки или используются другие методы для перевода рисунка на ткань для вышивки.
Инструменты и нити
Для процесса потребуется игла и пяльца. Последние помогают создать ровную натяжку для вышивания. Если ткань рыхлая или растягивается, то пяльцами ее лучше не перетягивать.
В зависимости от типа вышивки и ожидаемого эффекта подбираются нити. Это могут быть хлопковые мулине, что используются чаще всего для создания картин и прикладной вышивки. Для объемной пышной вышивки применяются шерстяные нитки в несколько сложений.
В последнее время популярными стали и шелковые нити, которыми также вышиваются картины. Они могут комбинироваться с другими типами мулине. Благодаря гладкой блестящей поверхности вышитая картина отличается сочными оттенками и переливами. В работе такие нити могут перекручиваться и пушиться, поэтому рукодельницы советуют использовать воск или мыло.
Нитями может не только вышиваться основная работа, но и создаваться легкий фон (для этого применяется техника полукреста). Вышивка сочетается с бисером, алмазными элементами и пайетками. Интересно будет смотреться вышитая деталь на вязаной основе.
Перевод рисунка
Вышивать можно по готовой схеме из набора. Это значительно ускорит процесс. Также здесь указываются варианты стежков, которые используются в работе, и размечаются линии бэкстича. Производители комплектуют схемы подобранными нитями и типом канвы, на которой будет производиться вышивка.
Но в прикладной вышивке используются другие варианты перевода рисунка. Существует несколько вариантов того, как вышить крестиком на обычной ткани. Для этого можно использовать накладную канву, нити которой после вышивки выдергиваются из-под рисунка. Минус процесса в том, что при выдергивании можно нарушить ровность крестиков или повредить мулине.
Альтернативой этого является водорастворимая канва. На выбранный участок ткани крепится канва. После этого можно отшивать рисунок. Далее ткань опускается в воду, чтобы отстирались остатки канвы. Если схемы рисунка нет, можно нанести его на поверхность другим способом.
Для этого через лист кальки перебивается рисунок на поверхность. После этого по контурам можно вышивать. Такой вариант хорошо подходит для вышивки гладью. Для крестика дополнительно надо использовать накладную канву, чтобы были видны квадраты. Перевод рисунка считается одним из простых вариантов переноса контуров элемента на ткань. Рисунки на кальке могут быть разных размеров и сложности, но чаще всего это простые элементы, которые украшают материал несложным узором.
Сюжеты для работы
В процессе могут использоваться разные мотивы и элементы. Для декорирования помещений используются цветочные мотивы или несложные абстракционные рисунки. Часто на ткань переносится небольшой фрагмент вышивки, чтобы подчеркнуть легкость стиля или добавить оригинальности.
На подушки могут перебиваться большие сюжеты или целые картины, которые потом вышиваются шерстяными нитями для создания объемности. Хотя большие картины лучше вышивать по схеме, поскольку на копировальной бумаге лучше просматриваются все квадраты и контуры, нежели при перебивании элементов вручную.
Для декорирования одежды используются узоры и мотивы, которые можно складывать в целые сюжеты. Ими украшают зону воротника, рукава или пояс вещи. В платьях могут вышиваться элементы по всей поверхности, но чем меньше вышивки, тем естественнее выглядит образ.
Инструменты для рисунка
Чтобы перебить элемент на ткань, надо использовать отстирывающийся маркер, который можно легко вывести с поверхности. На темной ткани желательно перебивать рисунок мелом или использовать кальку светлого оттенка. Купить основу для переноса рисунка можно в магазине для рукоделия.
О том, как вышить крестиком на обычной ткани, можно посмотреть много мастер-классов и видео, в которых учитываются не только особенности переноса, но и подбор ткани под основу. Категорически нельзя для этого использовать карандаш или обычную ручку, поскольку они практически не отстирываются с ткани и оставляют после себя размытые пятна.
Рукодельницы советуют
Перед началом работы на канве ткань надо постирать, чтобы она нормально стянулась и потом не деформировались крестики. Это же касается и хлопкового материала. При работе с шелком пяльцы туго не затягивать, чтобы контуры не отбились на поверхности.
Вышивка крестом будет хорошо смотреться на плотной ткани, но для плавности рисунка рукодельницы советуют использовать технику глади.
Существует множество вариантов того, как вышить крестиком на обычной ткани. Но всегда материалы и техника подбираются в зависимости от ожидаемого результата. К простым методам относится калька и перебивание рисунка по контурам, к более сложным — вышивание по имеющейся схеме. Применение вышивки для дизайна или украшения одежды считается ярким примером индивидуальности и оригинальности.
Чем можно вышивать
Вышивка по канве
Канва используется при вышивке по такни без хорошо видного переплетения
нитей. Это может быть как просто ткань более подходящего для работы цвета,
чем продающиеся в магазинах специализированные ткани, так и деталь одежды — футболка, свитер, или просто полотенце. В продаже можно найти сильно накрахмаленную канву, или не накрахмаленную вообще. Надо ли крахмалить ее во втором случае — дело вкуса. При соблюдении осторожности вышивка получится аккуратной и без этого.
Перед тем, как начать работу, хорошо бы постирать вещь/ткань на которой предполагается вышивать, чтобы все возможные изменения, присущие новой
ткани/новой вещи — усадка, линька — прошли до начала работы.
Канву вырезают на несколько сантиметров больше предполагаемого рисунка и
хорошо закрепляют на ткани: даже небольшой перекос может повредить готовой работе. Поэтому канву приметывают в нескольких местах, предварительно прогладив и разровняв на поверхности. Другой вариант — можно использовать тонкий двусторонний флизелин, только надо аккуратно проследить, чтобы края его не вышли за границу рисунка, или подобрать ткань так, чтобы остающийся по краям флизелин по окончании работы можно было аккуратно отделить от основы и обрезать.
Еще один вариант использования флизелина — не для закрепления канвы, а с обратной стороны ткани/вещи для укрепления вышивки. Но обычно, вышивка
получается достаточно плотной, и нет в этом нет большой необходимости.
Особое внимание надо уделить закреплению нитей. Если обычно я закрепляю
конце под 2-3мя крестиками, то, учитывая, что полотенце или свитер придется
стирать заведомо чаще, чем вышитые картины, я закрепляю концы под 4-5 крестиками. Еще момент: при такой вышивке лучше не тянуть нить с обратной
стороны больше 2-3 крестов: длинные незакрепленные нити будут за все цепляться, что может повредить как внешнему виду вышивки, так и всей вещи.
При работе важно, чтобы игла не прокалывала нити канвы, особенно учитывая, что при работе вряд ли удастся использовать тупые вышивальные иглы — ведь надо будет прокалывать нити ткани-основы. Прокалывание нитей канвы в последствии это может осложнить вытаскивание нитей. А это один из вариантов «освобождения» от канвы после окончания вышивки.
Таким способом я вышивала «Лис» и «Вазу с фруктами», когда под рукой не оказалось подходящей черной ткани, а фон очень хотелось все-таки сделать черным.
Материалы для вышивания: ткани, нитки и украшения
Используемые в таком виде рукоделия, как вышивание нитки могут быть самых разных видов. Это может быть натуральное волокно – шерсть, хлопок, лен, шерсть. Искусственные и синтетические материалы также широко применяются. Нитки для вышивания могут различаться и по фактуре, цвету, толщине и качеству. Такой вид нитей, как мулине, обычно используют для вышивания по тканям типа маркизета, батист и крепдешина. Здесь вышивают одной ниткой мулине или шелковой ниткой. А вот для работы с рогожей, полотном и другими грубыми материалами используют три нити мулине. По шерстяным тканям вышивают шерстяными или шелковыми нитками.
Количество нитей зависит от размера картинки и толщины ткани. Можно использовать и нитки мулине, взяв 6 нитей (пасма), а также синтетические и штапельные нитки. Интересный эффект получается при вышивании синтетическими нитками: они пушаться, что делает вышивку бархатистой. Нередко для вышивания применяют нити, выдернутые из разных материалов, к примеру, цветных синтетических тканей или тесьмы. Собственно тесьмой, шнурами, гарусом тоже можно вышивать – получаются интересные декоративные элементы. Широко используются в качестве материала для вышивания ленты, вискозные и шелковые, и выдернутые из них нитки. Нитки, выдернутые из натуральных тканей, типа хлопчатых и льняных, также можно использовать для вышивки, но стоит помнить, что они не такие крепкие, как синтетические.
Для того, чтобы извлечь нить, ткань длиной около полуметра разрезают на полосы шириной 5 – 6 см. Ткань следует разрезать параллельно нитям основы – они крепче и годятся для рукоделия. Готовые нитки следует намочить и прогладить утюгом, или высушить, предварительно натянув. Можно намотать их на банку или другую основу и дать высохнуть. При работе не следует отрезать слишком длинную нитку – она будет путаться и лохматиться. Нитка должна быть длиной около 50 см, а шерстяная – не длиннее 40. При подборе цвета лучше просматривать нитки при естественном освещении, поскольку свет лампы может исказить цвет. Многие нитки имеют свойство линять и терять цвет. Проверить его стойкость можно так: намылить нитку и, опустив ее в горячую воду, слегка прижать и протянуть сквозь сложенный белый материал. Если она линяет, есть способ закрепить краску. Для этого нужно намылить нитки и подержать минут 15 в кипятке. После этого хорошенько прополоскать и подержать в уксусном растворе. Также помогает закрепить краску кипячение в растворе: столовая ложка уксуса на стакан воды. Кипятят не более 5 минут.
Для декоративной вышивки и украшения нарядов нередко используют нитки из металла (люрекс), а также блестки, стеклярус и бисер. Бисер — это маленькие стеклянные, металлические или пластмассовые бусинки. Они бывают самых разных цветов, круглые и удлиненные, прозрачные и непрозрачные. Стеклярус — тонкие стеклянные разноцветные трубочки, около сантиметра длиной. Блестки — пластинки круглой или фигурной формы из цветного пластика. Стекла или металла. Диаметр варьируется от 2-х мм до 2-х см. Бисер, блестки и стеклярус удобно хранить, разделив по размеру и цвету, в маленьких коробочках, баночках или пакетиках.
Инструменты для вышивания и уход за ними
Итак, что же нужно для идеальной вышивки? Прежде всего, это: Иголки. Их длина и толщина бывает самой разной. Обычно используются иглы под номером от 1 до 12. Соответственно, самые тонкие иголки используются для работ с бисером и стеклярусом (№0 — №1), более толстые – для вышивания по тонким материалам, самые толстые нитки применяют для работ с плотными тканями, а также для вышивки тесьмой, синтетическими нитями, лентами. В наборе для рукоделия нужно иметь полный набор швейных и штопальных иголок. Чтобы нить свободно проходила сквозь ткань, а последняя не морщилась и не натягивалась, нужно, чтобы игла была толще, чем нитка. Для вышивания по плотным, толстым тканям неплохо смазать иголку мылом; хранить иглы нужно с вдернутой в них ниткой – это предохранит ушко от засорения, а саму иглу – от ржавчины.
Нитковдеватель. Специальное приспособление для быстрого и легкого вдевания нитки в иголку. Булавки. Используются, в основном, для предварительных работ: закрепления ткани, разметки и т.п. Обычно их держат в отдельной коробке или баночке с плотной крышкой. К иглам и булавкам следует относиться с осторожностью: забытые и упавшие на пол, они представляют опасность, особенно для детей. Поэтому нужно пересчитывать булавки и иголки до и после работы, а сломанные – класть в отдельную баночку и выкидывать. Если иголка заржавела, ее можно отчистить: просто воткнуть раз десять в мешочек с опилками.
Наперсток. Его надевают, как правило, на средний палец правой руки. С ним легче прокалывать плотную ткань, он защищает от уколов иголкой. Бывает пластмассовым или металлическим, разных размеров. Это приспособление значительно ускоряет работу.
Ножницы. Нужно иметь под рукой три типа ножниц, хорошо заточенных, с плотно смыкающимися лезвиями. Для кройки и разрезания тканей необходимы большие ножницы, для обрезания краев, разрезания скрученных в мотки ниток – средние. А для обрезания рабочих ниток и прочих мелких работ нужны маленькие ножницы. Неплохо также иметь ножницы с лезвиями «зигзаг» для обрезания ткани при кройке. С ножницами, как и с иглами и булавками, следует обращаться осторожно. Нужно всегда класть их кольцами к себе, а другому человеку передавать, держа за лезвия. Натачивать ножницы очень просто: нужно порезать несколько раз наждачную бумагу или «постричь» толстую иголку.
Проколка, колышек. Заостренная длинная палочка из пластмассы, металла или дерева. Ею можно проделывать отверстия в тканях, поправлять петли, выдергивать нити наметки. Шило. По сути, очень толстая игла, необходимая при работе с такими толстыми и плотными материалами, как кожа, войлок, сукно.
Пяльцы. Используются при вышивании для натягивания основы. Для небольших вышивок используют обычно круглые пяльца, а для средних и больших – квадратные и прямоугольные. Пяльцы изготавливаются из пластмассы, металла, дерева. Натягивать ткань на пяльцы следует очень тщательно, дабы предохранить будущий узор от деформации, перекосов и стягивания. Для качественной и профессиональной работы нужно также иметь под рукой сантиметр, линейки, угольник, картон и бумагу, миллиметровку, кальку и альбомы для рисования картин и узоров. Также необходимы карандаши, фломастеры, тушь.
Во время работы необходимо соблюдать осторожность в обращении с колюще-режущими предметами: не втыкать иглы в одежду и не брать в рот; после работы аккуратно складывать ножницы в коробочки, иглы и булавки втыкать в специальную подушечку. Хранить все эти приспособления в недоступном для детей и домашних животных месте.
СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА
Вышиваем на темной канве
Профессиональные хитрости опытных рукодельниц.
Когда мы говорим о темной канве, в голову всегда приходит канва черного цвета. И действительно, в большинстве наборов для вышивания для обеспечения большей контрастности чаще всего используется канва черного цвета. Но гораздо более высокой художественной выразительностью обладает канва других темных оттенков — темно-синяя, шоколадная, серая.
Особенно интересно выглядит серия новых наборов для вышивания от компании РТО — глубокий синий цвет выглядит гораздо более благородно, нежели черный, а канва шоколадного цвета добавит в вашу работу тепла и уюта.
Когда мы говорим о вышивке на черной канве, в голову всегда лезут отзывы знакомых подруг-вышивальщиц или коллег по вышивальному цеху. В основном о том, что вышивка на черной канве — это сложно, «прощай, зрение», «можно сломать глаза» и так далее. Но наши небольшие хитрости позволят вам сохранить зрение и похвастаться подругам готовой работой.
Итак, основные проблемы, с которыми сталкивается каждая вышивальщица, это:
1. На темной канве хуже видны «дырочки», что влияет на ровность крестиков и утомляемость глаз
2. Темную канву сложнее разметить.
3. На темной канве очень заметна пыль и шерсть животных.
Разберем все эти проблемы поподробнее, и — вперед! К новым вышивальным вершинам.
Смотрите, какой потрясающий эффект дает контраст темной канвы и ярких крестиков!
Да, основной претензией рукодельниц к вышивке на черной канве становится то, что на такой канве совсем не видны крестики — непонятно, как выполнять работу? Куда воткнуть иголку и как не промахнуться мимо нужной «дырочки».
А вы знаете, что основная причина боли в глазах при вышивке на темной канве — это перенапряжение глаз? И как раз из-за недостаточного контраста! Глаз «пытается» сфокусироваться и почувствовать разницу между равномерным темным цветом. Чем больше будет эта разница — тем меньше будут уставать ваши глазки!
1. Есть несколько эффективных способов «добавить контраста», и один из них — использование обычного детского мыла.
Сухим мылом канва слегка натирается по поверхности. «Тело крестика» становится светлым, а «дырочки» — наоборот, темными. Так вышивка пойдет гораздо быстрее, и без промахов 😉
Небольшой совет: не используйте цветное мыло с сильными отдушками. Краситель в мыле может прореагировать с канвой или нитками (мы же не можем рисковать вашим шедевром!), а сильный запах может надолго впитаться в ткань и вызывать неприятные ощущения.
Лучше остановитесь на белом мыле с легким ароматом, который вам не точно не надоест. Тогда, садясь за вышивку, вы будете расслабляться, вдыхая, к примеру, расслабляющий аромат лаванды или белого чая 🙂
2. Второй способ также направлен на создание наибольшего контраста между «телом» крестика и «дырочкой» — поставьте под вышивку неяркую лампочку или положите листочек белой бумаги.
Не кладите бумагу непосредственно под вышивку — лучше, если между ними будет небольшое расстояние, чтобы на бумагу падал свет от окна или лампы.
Для этого фото я подложила под канву лист белой бумаги и подняла канву на 20 см. Видите разницу? 😉
Лично я кладу на колени белую салфетку или листок — очень удобно и без лишних затрат, но если вы сторонник вышивки на станке — лучше используйте неяркую лампу или специальный световой планшет.
3. И конечно, позаботьтесь об освещении вашего рабочего места! Никогда не вышивайте в темных местах, обеспечьте себе рабочее место с удобной лампой, которую, при необходимости можно будет переместить или передвинуть в нужное место.
Берегите зрение! Это одно из главных достояний вышивальщицы!
Самое главное правило, которое стоит запомнить при разметке темной канвы — никогда не размечайте ее неподходящими для этого материалами!
Не рискуйте! Белые карандаши из набора цветных карандашей Вашего ребенка или серебряная гелевая ручка — верный способ остаться с изящной «сеточкой» по всей работе, если вдруг разметка не отстирается. А если останутся разводы.
Лучший друг вышивальщицы — специальный карандаш для разметки темных тканей, или кусочек мыла, или портновский (обязательно белый!) мел. Со временем разметка стирается, но ее несложно обновить.
При стирке готовой работы не забудьте сначала хорошо прополоскать работу в холодной воде, чтобы вымыть всю разметку, и только затем стирайте вышивку моющими средствами.
И конечно же, никогда не гладьте вышивку утюгом, если на ней есть разметка!
Если эти новомодные методики вам в новинку, вы можете воспользоваться старым добрым способом, который использовали еще наши бабушки — разметка нитками. Это трудоемкий, но весьма эффективный метод — такую разметку достаточно будет вытянуть из готовой работы — и готово!
Производной от этого способа является разметка канвы мононитью, или специальной нитью для бисера. Такая нить больше похожа на леску и бывает черной или прозрачно-белой. Благодаря ее гладкости, после окончания вышивки вы сможете вытащить нить гораздо быстрее, чем хлопковую.
Для тех, кому и этот способ кажется трудоемким, существуют специальные водорастворимые нитки, которые исчезают при контакте с водой, но их сложно найти, и цена их достаточно высока.
Проблема пыли и шерсти домашних животных — частое явление, если вы вышиваете на темной канве. Но и это не конец света!
Главное правило — если на вышивку попала шерсть, ее сразу же нужно очистить, так как микрочастицы шерсти, попадая под ваши крестики, останутся там, и удалить торчащие и пришитые волоски будет уже гораздо сложнее!
Поэтому если на вышей вышивке подремала кошка, ее можно очистить несколькими разными способами:
1. Первый и самый удобный — использовать специальный ролик для одежды. Клеевой слой бережно и мягко удалит шерсть вашего питомца, а благодаря удобному формату ролика обновить клейкую поверхность не составит труда.
Плюсы:
+ Быстро, просто, удобно, эффективно
Минусы:
— Не всегда может быть под рукой
— Сложно найти
— Достаточно дорогой
2. Второй способ — это бюджетная версия первого: скотч! Согласитесь, у каждого в быту есть хотя бы небольшой рулон скотча. Любой, от прозрачного до малярного — можно намотать липкую ленту на пальцы руки и аккуратными «похлопываниями» быстро убрать загрязнение.
Плюсы:
+ Бюджетно
+ Всегда под рукой
+ Не оставляет следов
+ Эффективно убирает шерсть
Минусы:
— Немного неэстетичный способ
— Сложно менять липкую поверхность, если вышивка большая
— Не очень удобный способ в быту
3. Ну и наконец, самый экономичный и быстрый способ, которым пользовались еще наши бабушки: вода! Я сейчас не говорю о том, чтобы стирать вышивку, вовсе нет.
Мокрая рука или губка справятся с пылью и шерстью ничуть не хуже предыдущих способов, а затрат сил и времени уйдет всего ничего — достаточно ополоснуть руку под краном или смочить губку и легкими, «поглаживающими» движениями провести по вышивке.
Плюсы:
+ Бюджетно
+ Всегда под рукой
+ Не оставляет следов
Минусы:
— Можно стереть разметку мылом или водорастворимым карандашом
— Быстро теряется эффект — руку нужно часто смачивать
— Если переборщить, вышивка станет мокрой и может растянуться
Вышивание крестиком для начинающих: Что необходимо знать?
Начинаем вышивку!
Для удобства вышивки, перед началом работы нужно нанести разметку на канву. Удобнее всего делать разметку с шагом в 10 клеточек. Наносят разметку обычно специальными маркерами. Они бывают двух видов: смывающиеся (с помощью мокрой тряпочки) и исчезающие в течении 24-72 часов. Так же, любительницы рукоделия делают разметку с помощью ниток — прошивают на канве. Следите за тем, что бы ваша разметка была направлена не на рисунок, а на поля. Нежелательно наносить разметку простым карандашом. Он очень плохо смывается.
Края изделия обрабатываются вручную петельным швом либо на оверлоке. Еще один способ — промазать края клеем ПВА, который после окончания работы легко смывается. Такие действия предотвратят осыпание краев работы и сделает ее более аккуратной.
Если вышивка не очень большая, удобно начинать вышивать из середины. Для этого необходимо определить центр куска канвы и центр схемы, или вышивки. Легко сделать это, сложив канву попалам. На наших схемах центр обозначен черными треугольниками по периметру схемы.
Когда канвы достаточно много, вышивают из угла. В зависимости от того, в какую сторону ложится крестик у вышивальщицы, начинают из левого либо правого нижнего угла. Но обязательно нижнего, так как при вышивке сверху вниз закрывается рисунок.
Заправка нити в иглу
Вроде бы простое действие — а как иногда приходится помучится! Можно использовать нитковдеватель, но даже он не всегда спасает ситуацию. При заправке нити в иглу, конец нити должен быть плоским. Смочите нить водой и расплющите его.
Если требуется вдеть большее количество нитей или шерстяную нитку, можно использовать следующий прием: отщипнуть от ваты маленький кусочек, буквально несколько волокон. Накрутить их на конец нити. При этом образуется как бы продолжение тонкое нити, но уже из ватных волокон. Вдевайте нить в иглу, а затем уберите вату с кончика.
Закрепление нити на ткани
- Если вышиваем в две нити: очень удобный вариант взять нитку двойной длинны и сложить ее пополам. Сделать первый стежек и закрепить нить, пропустив иглу в петлю, которая образовалась при складывании нитки.
Если количество нитей нечетное: вколоть иглу в переплетение канвы, протянуть через 2-3 клеточки. Поверх образовавшихся стежков выполняем вышивку крестиком, как бы зашивая эти стежки.
Если вышиваем в одну нить: закрепляем нить, пропустив ее через одну клетку канвы, и зашив сверху крестиком.
Шов «крестик»
Шов «крестик» представляет собой два перекрещенных стежка. При его выполнении надо следить за тем, что бы верхний стежек был направлен в одну сторону. Закрепив нить, сложенную вдвое, выводим ее на лицевую сторону и делаем стежек из левого нижнего угла в верхний правый. Выполняем необходимое количество стежков полукрестика. Затем закрываем полукрестики стежком из левого верхнего в правый нижний угол. С изнанки получаются горизонтальные полоски.
При вышивке следите за тем, что бы верхние стежки крестика имели одинаковый наклон. В противном случае один и тот же цвет будет иметь разные оттенки.
Не делайте длинных протяжек (длиннее 2 см) — они могут провисать или стягивать ткань, просвечивается. Следите за натяжением нити — оно должно быть равномерным. По окончании вышивки или когда заканчивается нить, пропустить хвостик на изнаночной стороне через несколько стежков.
Об изнанке:
По нашему мнению, изнанка должна быть аккуратной.Изнанка должна быть идеальной, если вы вышиваете рубашку или рушнык. Ведь изнанку будет видно.Но если вы вышиваете картину, то нет ничего страшного, если на вашей изнанке будет немножко хвостиков и коротенькие, на несколько стежков, переходы.
Ткани для вышивки
Искусство вышивки – от простолюдинов до королевского двора
Вышивка – древнее ремесло, зачастую граничащее с настоящим искусством. В разные исторические периоды и у представителей разных социальных слоев вышивка играла свою специальную роль. Вышивка служила отличительным признаком принадлежности к знатному роду и показателем социального статуса, украшала наряды для праздников и одежду для будней, а также была способом продлить срок службы износившейся одежды или создать уникальное произведение дизайнерского искусства.
Вышивка гладью использовалась крестьянами в древнем Китае для того, чтобы укрепить протершиеся места на локтях рубах и халатов, а уникальная вышивка шелковыми волокнами по шелковому же полотну была отличительным признаком одежды императорских особ. Сегодня же вышивка доступна практически каждому, кто хочет украсить свою одежду или создать уникальный предмет интерьера.
Ткани для вышивки крестиком
Для вышивки крестиком или, как еще называют эту технику, счетным крестом подойдет любая неэластичная ткань с одинаковым количеством поперечных и продольных нитей на сантиметр. Неэластичная – для того, чтобы во время работы рисунок не искажался. А одинаковые размеры нитей и расстояний между нитями нужны для того, чтобы крестики получались ровными, квадратными.
Наиболее распространенными тканями для вышивки крестом считаются следующие:
- канва
- ткань равномерного переплетения
- лен для вышивки
- нетканая основа для вышивки.
Канва бывает различного размера, т.е. имеющая различное количество нитей на 1 см ткани – от 8 до 20. На крупной канве вышивают объемные работы, например, подушки, покрывала или скатерти. На более мелкой – вышивки для оформления в раму, небольшие изображения, украшения для одежды и аксессуары.
Ткань равномерного переплетения отличается от канвы тем. Что отверстия между нитями не видны, и ткань имеет сплошное полотно. Вышивка на такой ткани выглядит очень изящно.
Лен для вышивки особенно удачно подойдет для создания работ в стиле прованс или рустик, благодаря натуральной поверхности льняной ткани.
Ткани для вышивки гладью
Для вышивки гладью необязательно выбирать ткань с равномерным переплетением нитей, однако эластичной ткань также быть не должна, чтобы не девормировать рисунок в процессе работы. Лучше всего для вышивки гладью подойдут тонкий лен, плотный гладкий хлопок, шелк с добавками для большей плотности. Шерстью можно вышивать на тонких шерстяных и полушерстяных тканях, для мулине же подойдут более тонкие и легкие ткани.
Для вышивки на тонких тканях можно использовать такой прием – перед тем. Как начать работу, пришить к ткани-основе более плотный материал или приклеить флизелин.
Вышивкой можно украсить как повседневную одежду, так и сделать более изысканным выходной наряд. В любом случае, вышивка придаст одежде неповторимый вид и выделит из толпы ее владельца.
Как выбрать ткань для вышивания?
Основной характеристикой тканей для вышивания является число нитей в переплетении на один дюйм. В английском языке принято условное сокращение этого размера «ct» (от «count»). Чем больше число нитей, тем мельче «клетка», образуемая нитками.
По способу плетения ткани для вышивания можно разделить на канву и полотно. Канва имеет чётко выраженные «клеточки» с легко различимыми отверстиями для иглы, а полотно представляет собой однородную ткань, на которой различить «клеточки» значительно труднее.
Главный бренд на рынке тканей для вышивания – Zweigart (Германия/США), но ткани выпускаются фирмой в разных странах и качество канвы от этого заметно отличается.
Давайте подробнее поговорим о видах канвы и полотна для вышивания.
Канва
Herta имеет размер 6ct и состоит из самых больших «квадратов», что делает её идеальной для детей.
Aida 8ct также используется для обучения. В 10 см этой канвы помещается 32 крестика.
Aida 11ct подойдёт для салфеток, простых скатертей и небольших аксессуаров с простыми узорами. В 10 см этой канвы помещается 43 крестика. Вышивать следует в 3—4 нити.
Aida 14ct – самая популярная канва. В её 10 см помещается 55 крестиков. Для вышивания используют, обычно, две (или три) нити, а также иглу номер 24.
Aida 16ct. В её 10 см помещается 63 крестика. Вышивать следует в 2 нитки. Для вышивания используют, обычно, две нити, а также иглу номер 24.
Aida 18ct. В её 10 см помещается 70 крестиков. Вышивать следует в 1—2 нитки иглой номер 25—26.
Aida 20ct. В её 10 см помещается 79 крестиков. Вышивать следует в 1 нить.
Hardanger 22 имеет 87 крестиков на 10см. Cамая мелкая канва, которая подойдёт для гобеленов, счетной глади, а также вышивки крестом в одну нить, техники blackwork и petit—point.
Полотно
Лён. Нитки льняного полотна неравномерны, однако это не влияет на качество готовой вышивки. Благодаря своей прочности, лён отлично подходит для мережки и вышивки «хардангер». Вышивать на льне нужно хотя бы через две нитки. Производители предлагают льняное полотно в широкой цветовой гамме и различных размеров.
Cork — ткань с размером 18ct, вышивается через одну нитку. Цветовая гамма этого полотна ограничена.
Dublin — ткань с размером 25ct, вышивается через две нити, отлично подходит для начинающих.
Cashel – ткань с размером 28ct, является самым популярным льняным полотном с широкой цветовой палитрой. При работе через две нитки Вы получите изображение аналогичное работе на Aida 14ct.
Belfast – ткань с размером 32ct, предназначена для более сложных работ. При работе через две нитки Вы получите изображение аналогичное работе на Aida 16ct. Широкая цветовая гамма.
Edinburgh – ткань с размером 36ct, предназначена для тонких и детальных работ. При работе через две нитки Вы получите изображение аналогичное работе на Aida 18ct.
Newcastle — ткань с размером 40ct появилась на рынке не так давно. Чудесная ткань для тончайшей деталировки!
Fine Linen – тонкий лён белого цвета плотностью 45ct. Используется для пошива одежды.
Хлопок
Хлопковое полотно отличается от льняного полотна ровными нитями и может быть разных цветов и размеров.
Jubilee — мягкая ткань с размером 28ct
Linda или Evenweave — лёгкая ткань с размером 27ct. Она отлично обрабатывается и неплохо драпируется, поэтому из неё шьют одежду и постельное бельё, а также салфетки, скатерти и т. д. При работе через две нитки Вы получите изображение аналогичное работе на Aida 14ct, но у Вас появится дополнительная возможность: квадратный крестик Linda можно разделить на два узких.
Davosa – мягкая ткань с размером 18ct (71 крестик на 10 см).
Janina — ткань с размером 22ct, отлично подходит для счетной глади.
Annabelle — ткань с размером 28ct немного блестит, а толщина её нитей неравномерна.
Oslo – эта ткань изготавливается из мерсеризованного хлопка, благодаря чему приобретает отличную прочность и красивый блеск. Она имеет большую ширину в 1,7 м и поэтому очень популярна для вышитых скатертей.
Смешанные ткани
Lugana — популярная ткань размером 20, 25 и 28 ct. Состав: 52% хлопок, 48% искусственный шелк. Очень красивая, изящная ткань. Отлично подходит для домашнего текстиля.
Bellana — ткань размером 20ct. Состав: 52% хлопок, 48% искусственный шелк.
Floba выпускается размерами 14, 18 и 25ct только в натуральном цвете. Состав: 70% вискозы, 30% лён. Эта прочная ткань окрашена неравномерно, из-за чего имеет «винтажный» вид.
Pastel Linen – особо окрашенная ткань пяти мягких оттенков плотностью 28ct. Состав: 52% хлопок, 48% лён.
Quaker Cloth — особо окрашенная ткань в широкой цветовой гамме плотностью 28ct. Состав: 52% хлопок, 48% лён.
Vienna – ткань ярких цветов плотностью 22ct для счетной глади и вышивки крестиком. Состав: 62% хлопок, 38% вискоза.
Специальные материалы
Накладная канва пригодится Вам, если Вы решите выполнить вышивку на ткани с неравномерной структурой. Эта канва очень плотная, также она может иметь дополнительную разметку на 10 клеток. Накладную канву следует наметать на место вышивки, а после вышивания её выдергивают по одной нитке.
Растворимая канва и водорастворимый флизелин выполняет туже функцию, что и накладная канва, но их не нужно выдергивать: просто оставьте вышивку в горячей воде на 10 минут и канва или флизелин растворятся. Выпускаются и с заранее нанесённым рисунком.
Пластиковая канва создана для объемной вышивки, её можно купить разных цветов и размеров. Отлично подходит для ёлочных украшений, открыток, магнитов и другого декора. Выпускается как листами, так и в виде готовых форм.
Страмин – жёсткая канва с большими ячейками (например, 2 крестика в 1см). Она предназначена для вышивки подушек, ковриков и т.д., в том числе для вышивки шерстью.
Шелк – его плотность может быть от 24 до 112ct, он используется для вышитых вставок в различных миниатюрах.
Предлагаем Вам несколько полезных советов по выбору, а также использованию канвы и полотна для вышивки.